Программа коррекционной работы
2011-2012 учебный год Содержание. стр.
10. Планируемые результаты ___ 11. Приложения ___
Программа коррекционной работы 1. Введение. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным о6разовательным стандартом начального общего образования и основного образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» Сегодня важно, чтобы ученики усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы им успешно реализовать себя в современном мире. Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель создания программы коррекционной работы МОУ № 103:
2. Задачи программы.
3. Нормативно-правовые и методические основания программы. Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются: 1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции). 2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196). 3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216). 4. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48), с дополнением (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 3). 5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 2). 6. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636). 7. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16). 8. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития".9. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продлённого дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах, детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классах и группах, в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, детских домах и дошкольных учреждениях общего типа), утверждённые Министерством образования РСФСР и согласованные с Министерством финансов РСФСР 16.07.91 г. № 09215. 10. Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2000 года № 27/640–2. (постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продлённого дня специальных (коррекционных) образовательных учреждений). 11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 08.10.99 №27/709-6 (с совместным письмом Минобразования России и Минздрава России от 29.09.97 №15/730-2 определено общее количество часов в неделю). 12. Письмо Министерства образования РФ от 08.10.99 №27/709-6. Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида. 13. Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период. 14. Письмо Минобразования РФ от 18 сентября 2002 г. N 29/2331-6"Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утвержденных приказом Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п".15. Инструктивное письмо Мин. Образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 "О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР". 16. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённому приказом Минобразования РФ от 08.09.92г. №333. ") 17. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 6 февраля 2003 г. N 27-2588-6 "Об использовании новой формы свидетельства государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения".18. Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001г. N 29/1886-6 |
№ | Вид деятельности | Ответственные |
Диагностическая работа | ||
1. | Предварительный анализ заключений специалистов различного профиля в отношении будущих первоклассников | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
2. | Изучение условий семейного воспитания ребенка | Администрация МОУ№103, классный руководитель |
3. | Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей, социального педагога | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
4. | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся | Педагог-психолог |
5. | Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Педагог-психолог |
6. | Направление обучающихся на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию | Координатор МОУ №103 |
7. | Контроль за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе мониторинговых карт. | Педагоги, специалисты службы сопровождения. |
Коррекционно-развивающая работа | ||
1. | Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных действий | учитель-предметник, специалисты службы сопровождения |
2. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий | Учителя-предметники, логопед, психолог. |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами (спортивно-оздоровительные центры, библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочный зал и др.) с целью обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме | классные руководители, педагог-организатор МОУ |
4. | Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах | Соц.педагог, психолог. |
Консультативная работа | ||
1. | Организация родительского всеобуча | Директор МОУ №103, зам.директора по УР |
2. | Индивидуальные консультации семье специалистов разного уровня в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Специалисты службы сопровождения |
3. | Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы школы | Администрация МОУ № 103 |
Информационно-просветительская работа | ||
1. | Оформление информационного стенда в школе, посвященного сохранению и укреплению психического здоровья школьников | Административная группа МОУ № 103 |
2. | Разработка памяток-рекомендаций для родителей | Специалисты службы сопровождения |
3. | Организация лектория для педагогов и родителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
4. | Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на родительские собраниях, конференциях | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
5. | Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа |
Экспертная работа | ||
1. | Общественно-профессиональная экспертиза рабочих программ учебных предметов в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа |
2. | Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа |
3. | Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
Профилактическая работа | ||
1. | Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся | Учителя физической культуры и педагог-организатор МОУ, педагоги дополнительного образования |
7. Поэтапный план реализации коррекционной работы.
Приведенные ниже этапы коррекционной работы осуществляются ежегодно.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
При поступлении детей в первый класс МОУ №103 проводится собеседование со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов и др.) с учащимися и родителями с целью выявления особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.
Результатом данного этапа являются рекомендации родителям учащихся, нуждающихся в особых образовательных условиях, по прохождению РПМПК для получения рекомендаций по дальнейшему обучению.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исследовательская деятельность)
Формирование списочного состава специальных (коррекционных) классов. Планирование учебно-воспитательной работы с учетом полученной на предыдущем этапе информации. Разработка (корректировка) рабочих программы по всем предметам, входящим в учебный план. Составление программы для проведения коррекционных занятий.
Классные руководители и специалисты заполняют карты индивидуального маршрута и графики по усвоению программного материала. Для координации деятельности всех специалистов, работающих с обучающимися специальных (коррекционных) классов VII вида в МОУ № 103 работает координатор по специальному образованию. Возглавляет всю работу с учащимися коррекционных классов заместитель директора по учебной работе.
Результатом работы является образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, которая обеспечивается специалистами службы сопровождения и учителями при активном взаимодействии с социальными партнерами образовательного учреждения.
Этап диагностики эффективности коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно - диагностическая деятельность).
Каждую четверть учителя — предметники проводят диагностические срезы по математике, русскому языку, литературному чтению (контрольная работ, диктант, техника чтения), утверждённые на заседании ШМО соответствующей образовательной области.
Результатом является констатация соответствия планируемых результатов коррекционно-развивающей деятельности и данных, полученных в ходе оценки эффективности созданных условий.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
В соответствии с графиком проводятся заседания ППК школы, где принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
8. Механизм реализации программы.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:
Такое взаимодействие обеспечивает:
– комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка.
Школа осуществляет связь с родительской общественностью через проведение тематических родительских собраний и индивидуальные консультации.
9. Условия реализации программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении в С(К)классах VII вида , является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
Прием в С(К)классы детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта (см. приложение 1), в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие программы по учебным предметам, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда (Приложения № 1-12).
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Все специалисты, работающие в специальных (коррекционных) классах прошли курсовую подготовку, имеют квалификационные категории. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их психического и речевого развития в МОУ № 103 работает учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог второй квалификационной категории, социальный педагог первой квалификационной категории.
Продолжение »