Рассмотрено

на Педагогическом Совете

(Протокол Педагогического Совета № 9

от «10» июня 2011г.)

 

Утверждаю:

Директор МОУ № 103

_______  Г.В. Цейзер

«___» июня 2011г.

 

 

Программа коррекционной работы
муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 103 г.Челябинска

 

 

 

 

2011-2012 учебный год

Содержание.                                                                                                                                                                                                                                               стр.

  1. Введение                                                                                                   ___
  2. Задачи программы                                                                                   ___
  3. Нормативно-правовые и методические основания программы          ___
  4. Принципы проектирования и реализации программы                         ___
  5. Направления коррекционной работы                                                     ___
  6. Содержание коррекционной работы                                                       ___
  7. Поэтапный план реализации коррекционной работы                           ___
  8. Механизм реализации программы                                                          ___
  9. Условия реализации программы                                                             ___

10.  Планируемые результаты                                                                       ___

11.  Приложения                                                                                             ___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекционной работы
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 103 г.Челябинска

1. Введение.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным о6разовательным стандартом начального общего образования и основного образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня важно, чтобы ученики усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы им успешно реализовать себя в современном мире.

Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель создания программы коррекционной работы МОУ № 103:

  • ·         создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. 

2. Задачи программы.

  • своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья, в том числе, через взаимодействие с муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией и учреждениями здравоохранения;осуществление индивидуально-ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей;
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, планов внеурочной деятельности, организация индивидуальных и групповых занятий для детей ограниченными возможностями здоровья, в том числе, на основе внутриведомственного взаимодействия;
  • определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; 
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;
  • оказание в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
  • осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования.

 

3. Нормативно-правовые и методические основания программы.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции).

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196).

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216).

4. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48), с дополнением (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 3).

5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 2).

6.   Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636).

7. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).

8.  Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития".

9. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продлённого дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах, детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классах и группах, в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, детских домах и дошкольных учреждениях общего типа), утверждённые Министерством образования РСФСР и согласованные с Министерством финансов РСФСР 16.07.91 г. № 09215.

10. Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2000 года № 27/640–2.

(постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продлённого дня специальных (коррекционных) образовательных учреждений).

11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 08.10.99 №27/709-6 (с совместным письмом Минобразования России и Минздрава России от 29.09.97 №15/730-2 определено общее количество часов в неделю).

12. Письмо Министерства образования РФ от 08.10.99 №27/709-6.

Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида.

13. Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.

14. Письмо Минобразования РФ от 18 сентября 2002 г. N 29/2331-6"Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утвержденных приказом Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п".

15. Инструктивное письмо Мин. Образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 "О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР".

16. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения

(приложение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённому приказом Минобразования РФ от 08.09.92г. №333. ")

17. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 6 февраля 2003 г. N 27-2588-6 "Об использовании новой формы свидетельства государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения".

18. Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001г. N 29/1886-6
"Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения".

19. Письмо Минобразования РФ от 28 октября 2003 г. N 18-52-1044ин/18-28 "О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения"

20. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

21. Приказ № 23 июня 2003г. № 01-556 Главного Управления образования и науки Челябинской области «Об утверждении областных базисных учебных планов специальных коррекционных образовательных учреждений вида».

22. Приказ Главного Управления образования и науки Челябинской области от 08.12. 2000г. № 487 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения».

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы проектирования и реализации программы.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы);

Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума.

Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом/психологическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • экспертная работа включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • профилактическая работа содействует полноценному психическому/психологическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Содержание коррекционной работы.

Вид деятельности

Ответственные

Диагностическая работа

1.

Предварительный анализ заключений специалистов различного профиля в отношении будущих первоклассников

Административная группа, специалисты службы сопровождения

2.

Изучение условий семейного воспитания ребенка

 Администрация МОУ№103, классный руководитель

3.

Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей, социального педагога

Административная группа, специалисты службы сопровождения

4.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся

 Педагог-психолог

5.

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 Педагог-психолог

6.

Направление обучающихся на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию

Координатор МОУ №103

7.

Контроль за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе мониторинговых карт.

Педагоги, специалисты службы   сопровождения.

Коррекционно-развивающая работа

1.

Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных действий

 учитель-предметник, специалисты службы сопровождения

2.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий

 Учителя-предметники, логопед, психолог.

3.

Взаимодействие с социальными партнерами (спортивно-оздоровительные центры, библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочный зал и др.) с целью обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме

 классные руководители, педагог-организатор МОУ

4.

Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах

 Соц.педагог, психолог.

Консультативная работа

1.

Организация родительского всеобуча

 Директор МОУ  №103, зам.директора по УР

2.

Индивидуальные консультации семье специалистов разного уровня в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 Специалисты службы сопровождения

3.

Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы школы

 Администрация

МОУ  № 103

Информационно-просветительская работа

1.

Оформление информационного стенда в школе, посвященного сохранению и укреплению психического здоровья школьников

 Административная группа

МОУ  № 103

2.

Разработка памяток-рекомендаций для родителей

 Специалисты службы сопровождения

3.

Организация лектория для педагогов и родителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Административная группа, специалисты службы  сопровождения

4.

Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на родительские собраниях, конференциях

Административная группа, специалисты службы сопровождения

5.

Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья

 Административная группа

Экспертная работа

1.

Общественно-профессиональная экспертиза рабочих программ учебных предметов в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья

 Административная группа

2.

Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья

 Административная группа

3.

Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Административная группа, специалисты службы сопровождения

Профилактическая работа

1.

Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся

 Учителя физической культуры и

педагог-организатор МОУ, педагоги дополнительного образования

 

 

7. Поэтапный план реализации коррекционной работы.

Приведенные ниже этапы коррекционной работы осуществляются ежегодно.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
При поступлении детей в первый класс МОУ №103 проводится  собеседование со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов и др.) с учащимися и родителями с целью выявления особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.

Результатом данного этапа являются рекомендации родителям учащихся, нуждающихся в особых образовательных условиях, по прохождению РПМПК для получения рекомендаций по дальнейшему обучению.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исследовательская деятельность)
Формирование списочного состава специальных (коррекционных) классов. Планирование учебно-воспитательной работы с учетом полученной на предыдущем этапе информации. Разработка (корректировка) рабочих программы по всем предметам, входящим в учебный план. Составление программы для проведения коррекционных занятий.

Классные руководители и специалисты заполняют карты индивидуального маршрута и графики по усвоению программного материала. Для координации деятельности всех специалистов, работающих с обучающимися специальных (коррекционных) классов VII вида в МОУ № 103 работает координатор по специальному образованию. Возглавляет всю работу с учащимися коррекционных классов заместитель директора по учебной работе.

Результатом работы является образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, которая обеспечивается специалистами службы сопровождения и учителями при активном взаимодействии с социальными партнерами образовательного учреждения.

Этап диагностики эффективности коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно - диагностическая деятельность).
Каждую четверть учителя — предметники проводят диагностические срезы по математике, русскому языку, литературному чтению (контрольная работ, диктант, техника чтения), утверждённые на заседании ШМО соответствующей образовательной области.

Результатом является констатация соответствия планируемых результатов коррекционно-развивающей деятельности и данных, полученных в ходе оценки эффективности созданных условий.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
В соответствии с графиком проводятся заседания ППК школы, где принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

 

 

 

 

8. Механизм реализации программы.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:

  • административная группа состоит из представителей администрации школы, осуществляет контрольную деятельность;
  • координатор по специальному образованию  координирует, регулирует работу всех групп;
  • социально-педагогическая группа состоит из учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс и социального педагога который оказывают помощь в проблемных ситуациях;
  • профилактическая группа состоит из фельдшера, учителей физкультуры,  ритмики,  осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;
  • психолого - педагогическая группа состоит из педагога-психолога, учителя — логопеда,  классных руководителей, которые осуществляют коррекционно - диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной работы.

Такое взаимодействие обеспечивает:

– комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка.

Школа осуществляет связь с родительской общественностью через проведение тематических родительских собраний и индивидуальные консультации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Условия реализации программы.

Психолого-педагогическое обеспечение:

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении в С(К)классах VII вида , является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

  • диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
  • конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Прием в С(К)классы детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта (см. приложение 1), в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

2.  Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4.   Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

 

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Программно-методическое обеспечение.

В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие  программы по учебным предметам, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда (Приложения № 1-12).

 

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Все специалисты, работающие в специальных (коррекционных) классах прошли курсовую подготовку, имеют квалификационные категории. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их психического и речевого развития в МОУ № 103 работает учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог второй квалификационной категории, социальный педагог первой квалификационной категории.

Продолжение »
Бесплатный хостинг uCoz