Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 103 г.Челябинска
______________________________________________________________________
Рассмотрено: на заседании педагогического совета МОУ № 103 Протокол № ____ от « » __________ 2011 г.
|
| Утверждено: Директор МОУ № 103 __________ /Г.В.Цейзер/ «__ » ___________2011 г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 103 г.Челябинска
на 2011-2012 учебный год
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- I. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ……………………..
- II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………
2.1. Данные об образовательном учреждении ……………………………...............
2.2. Краткая история школы, традиции……………………………………….....
2.3. Состав учащихся……………………………………………………………......
2.4. Состояние здоровья обучающихся……………………………………………
2.5. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность……….......
2.6. Обеспеченность учебного процесса кадрами ………………………………
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ…………………….
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………………………….
V. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………........
VI. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ ……………………………….
- VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………………
- VIII. СИСТЕМА МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………….
- IX. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ…………………………….
- I. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, с одной стороны определяющий, содержание образования, соответствующего уровням направленности, а с другой стороны, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса данного учебного заведения. (Статья 9 Закона РФ «Об образовании»).
Наличие в школе образовательной программы является необходимым условием успешного прохождения учреждением процедур его лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Закон РФ «Об образовании» п.5 ст.14 определяет обязательность этого документа: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». Кроме того, в образовательной программе:
ü отражается текущее состояние образовательного процесса в школе;
ü обосновывается выбор педагогическим коллективом содержания образования и технологий его реализации;
ü определяются перспективы развития образовательного учреждения.
Образовательная программа школы разработана на основе нормативных документов:
- Конституции РФ;
- Закона РФ «Об образовании»;
-«Федерального компонента государственного стандарта общего образования» ( приказ МО РФ от 05.03. 04. №10894);
- Федерального базисного учебного плана общего образования, приказ МО РФ от 09.03.04. № 1312;
- «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» (Постановление Правительства РФ от 19.03.01 № 196);
- Основной образовательной программой начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года);
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Образовательная программа является основой для деятельности администрации и педагогического коллектива школы.
.
Образовательная программа составлена с учетом миссии общеобразовательного учреждения.
Деятельность МОУ № 103 строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности образования, адаптивности образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
МОУ № 103 осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях:
1) формирования общей культуры личности обучающихся и воспитанников;
2) достижения обучающимися образовательного уровня, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту;
3) адаптации обучающихся к жизни в обществе, к современным социально-экономическим условиям на основе создания гуманных взаимоотношений участников образовательного процесса;
4) воспитания у обучающихся и воспитанников гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирования здорового образа жизни;
5) обеспечения качественного уровня подготовки выпускников по основам наук и создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками МОУ № 103;
6) обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
7) другие цели и задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ІІ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привели к созданию педагогической системы с различными видами и типами школ. Фундаментом для таких школ все же остается средняя общеобразовательная школа. В типовом положении об общеобразовательном учреждении № 196 от 2001 года, являющимся на сегодня вместе с Законом РФ «Об образовании» основным регламентирующим документом, о средней общеобразовательной школе сказано так: «Средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
В соответствии с нормативно-правовыми актами в МОУ № 103, которая является общеобразовательным учреждением, реализующим начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, создана программа развития учреждения на 2011-2016 годы, целью которой является регламентирование перспективы развития школы в соответствии с социальным образовательным заказом государства в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа» с учетом контингента обучающихся, материально-техническими и кадровыми возможностями школы.
2.1 Данные об образовательном учреждении.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 103 г. Челябинска осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением главы администрации Металлургического района города Челябинска № 156 от 08 августа 1995г. (в редакции изменений № 6 от 20.10.2011г., утвержденных приказом Управления по делам образования г. Челябинска от 20.10.2011 № 1661-у), и лицензией серии А № 0001025 регистрационный № 7808 от 19 декабря 2011г., выданной Министерством образования и науки Челябинской области (срок действия бессрочно) на образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 103 г.Челябинска имеет свидетельство о государственной аккредитации серии АА № 076903 регистрационный № 712 от 04 июля 2002 года, выданное Главным управлением образования и науки Челябинской области.
Юридический адрес: 454047, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, 5.
Фактический адрес: 454047, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, 5.
Официальный сайт МОУ № 103: http://school-mou103.narod.ru/
Учредитель образовательного учреждения: Администрация города Челябинска в лице Управления по делам образования города Челябинска.
В 2011/2012 учебном году в МОУ открыто 24 класса, из них 12 классов начальной школы, 11 классов основной школы и 1 класс средней (полной) школы.
Школа работает в режиме 5-дневной учебной недели для учащихся 1-4 классов и 6-дневной учебной недели для учащихся начальных классов С(К)О VII вида и 5-11 классов.
МОУ № 103 функционирует в две смены. Во вторую смену обучаются семь классов начальной школы. Остальные классы обучаются в первую смену. Средняя наполняемость 1-4 классов составляет 24,5 учащихся, 5-7 классов – 23,7 учащихся, 8-9 классов – 27,3 учащихся, 11 класса – 20 учащихся.
Продолжительность урока: 1 классы - в первом полугодии по 35 минут, во втором полугодии по 45 минут, 2-11 классы - 45 минут, классы С(К)О – 40 минут (5 минут физкультминутка).
Продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных недели, 2-4 классы – 34 учебные недели, 5 – 11 классы – 35 учебных недель.
В образовательном учреждении реализуются образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. На ступени начального общего и основного общего образования программы реализуются согласно Областному базисному плану для специальных (коррекционных) классов VII вида.
2.2. Краткая история школы, традиции.
МОУ № 103 на всем своем этапе существования является общеобразовательным учреждением, имеет статус юридического лица с 1959 года.
Историческая справка.
60-е годы. День рождение школы: 01.09.1959 г. Первый директор школы: И.Н.Бахаев.
До сих пор в школе работают учителя, встретившие первых учеников школы. С первых дней в школе уделялось большое внимание спорту, туризму, труду, военно-патриотическому воспитанию. Яркие, запоминающиеся спортивные праздники, туристические походы, сбор краеведческого материала. Все это позволило завоевать авторитет одной из самых спортивных школ города. Учениками школы под руководством педагогов изучалась история 586-го женского авиаполка. У истоков туристско-краеведческой работы стояли И.Н.Бахаев, В.Б.Кульков, Г.В.Карманова.
70-е годы. По спорту лучшие в районе, по туризму одни из лучших в области. Особенно активно изучалась история формирования и боевого пути 586 авиаполка. Учащиеся переписывались с летчиками полка, ходили в походы по местам боевой славы. Установили дружеские связи со школами-побратимами в г. Саратове, с 8-й воздушной армией. Выпускники школы становились студентами ЧВВАКУШа. Некоторые педагоги стали почетными членами Совета ветеранов военно-воздушной армии. В 1972 году пионерской дружине присвоено имя 586-го женского авиаполка. Классы начали борьбу за присвоение имен летчиц.
80-е годы. Смена руководства школы. Появились первые 2 «золотые» и «серебряные» медалисты. Большинству классов присвоены почетные имена летчиц. Приезд 14 из них в 1988 году был особенно запоминающимся. Был открыт этаж памяти.
90-е годы. Формирование разновозрастных творческих объединений учащихся. Организован Театр книги. Проводятся яркие школьные праздники. 04.09.1995 г. школа изменила название и получила юридическую самостоятельность. Появилась новая традиция школы вечер встреч выпускников.
2000 – е годы возрождение традиций, восстановление школьного музея. Традиционны встречи школьного хора с хором ветеранов АО «ЧМК». Живы спортивные традиции, школьники начальных классов победители и призеры городских соревнований.
«Веселые старты» 2006 и 2007 года - школа победитель и призер районной и городской легкоатлетических эстафет, районных и городских лыжных соревнований.
|
За многие годы школой накоплен серьезный педагогический, методический, профессиональный опыт. Сложился стабильный, работоспособный коллектив с творческим потенциалом, и это нашло отражение в становлении многих школьных традиций. Традиционными в нашей школе стали:
- проведение предметных недель, проводимых школьными методическими объединениями;
- проведение школьного этапа всероссийских и областных олимпиад школьников;
- участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различного уровня;
- проведение отчетных концертов;
- проведение общешкольных Дней самоуправления, дней здоровья;
- ежегодный праздник чествования родителей лучших учащихся;
- проведения дней открытых дверей для родителей и выпускников школы;
- конкурсы стенгазет, приуроченные к различным празднованиям;
- ежемесячный выпуск школьной газеты;
- ежегодное празднование национального праздника «Масленица»;
- ежегодное проведение Дня книги, праздника Букваря, дня самоуправления учащихся;
- взаимодействие с районным советом ветеранов: проведение совместных мероприятий (классные часы, праздничные концерты, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, организация тимуровской работы и др.)
- проведение в школе смотра-конкурса песни и строя, конкурса инсценирования военных песен;
- участие в районной военно-спортивной игре «Зарница»;
- участие в районных природоохранных и других акциях;
- проведение экскурсий различной направленности;
2.3. Состав учащихся (по состоянию на 05.09.2011г.).
Количество учащихся – 584 чел.
Количество классов комплектов – 24.
Класс | Классы-комплекты | Всего учащихся |
|
1 класс | 3 | 87 |
|
2 класс | 3 | 81 |
|
3 класс | 2/1 | 49/10 |
|
4 класс | 2/1 | 55/12 |
|
5 класс | 2/1 | 53/11 |
|
6 класс | 2 | 44 |
|
7 класс | 2 | 53 |
|
8 класс | 2 | 58 |
|
9 класс | 2 | 52 |
|
11 класс | 3 | 20 | |
Итого: | 21./3 | 551/33 |
* общеобразовательные классы/специальные (коррекционные) классы.
ИТОГО: - начальная школа – 294 чел.
- основная школа – 270 чел.
- средняя (полная) школа – 20 чел.
Из них 21 общеобразовательных класса (551 чел.), 3 специальных (коррекционных) класса (33 чел.).
Мониторинг семей учащихся школы
| Количество | ||
| 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год | 2011-2012 уч.год |
1. Количество учащихся, из них: | 534 | 561 | 593 |
девочек | 266 | 273 | 294 |
мальчиков | 268 | 288 | 299 |
2. Характеристика семей: |
|
|
|
- полные семьи | 330 | 354 | 382 |
- неполные семьи | 157 | 156с. / 162д. | 127 |
- опекуны (попечители) | 7 / 7 | 11/5 | 14 |
Всего семей: Всего родителей: | 501 831 | 526 880 | 523 825 |
- малообеспеченные, всего | 194 | 118с., 127детей | 29с., 37д. |
Из них состоят на учёте в УСЗН | 57 | 49 семей | 29 семей |
- многодетные | 22 семьи / 35 детей | 24семьи / 33 детей | 32с./36д. |
- семьи беженцев, переселенцев и т.д. | - | 6 семей / 9 детей | 12с./20д. |
- социально - неблагополучные | 4 семьи / 9 детей, из них в МОУ 6 детей | 22 семьи / 31 детей, из них 25детей в МОУ | 23 семьи/33 детей, из них 25 детей в МОУ |
- дети - инвалиды | 6 | 7 | 5 |
- родители - инвалиды | 12 | 10 | 10 |
- опекаемые, сироты | 14 детей | 17 детей | 15 детей |
- родители - ветераны, участники боевых действий и военных конфликтов | 5 семей / 7 детей | 7 семей/ 9 детей | 4 семьи /4 детей |
- дети из семей погибших в военных действиях | - | - | - |
3. Вид учёта: |
|
|
|
- ОДН ОП №2 | 14 | 7 | 7 |
- пед учёт | 2 | 10 | 21 |
4. Социальный статус родителей: |
|
|
|
- высшее образование | 106 | 112 | 182 |
- средне - специальное | 550 | 550 | 426 |
- среднее | 112 | 178 | 199 |
- основная школа | 63 | 40 | 18 |
Итого: | 831 | 880 | 825 |
- работающие | 761 | 807 | 688 |
- временно не работающие (декретный отпуск и т.д.) | 58 | 42 | 53 |
- другое (неработающие, пенсионеры, инвалиды) | 12 | 31 | 84 |
Итого: | 831 | 880 | 825 |
2.4. Состояние здоровья обучающихся.
Ступени обучения | Кол-во обучающихся | Группы здоровья | Уровень заболеваемости обучающихся: | Рейтинг основных заболеваний обучающихся на каждой ступени обучения | ||||
I | II | III | IV | общее кол-во уроков, пропущенных за учебный год по болезни | кол-во уроков, пропущенных по болезни в среднем на одного человека | |||
1 ступень | 279 | 16 | 186 | 75 | 2 | 12462 | 44,6 | - острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ); - пульмонологические заболевания; - заболевания ЖКТ; - заболевания нервной системы; - ЛОР – заболевания и др. |
2 ступень | 237 | 20 | 141 | 72 | 4 | 11712 | 49 | |
3 ступень | 50 | 4 | 26 | 19 | 1 | 2170 | 43,4 | |
ИТОГО | 566 | 40 | 353 | 166 | 7 | 26344 | 46,5 |
Примечание: рейтинг заболеваемости учащихся одинаков для всех ступеней обучения.
По сравнению с 2009/10 уч. годом общее кол-во уроков, пропущенных за учебный год по болезни значительно снизилось. В частности в сравнении с 2009/10 учебным годом количество уроков, пропущенных учащимися по болезни в среднем на одного человека уменьшилось по всем ступеням обучения и в общем по школе: в начальной школе уменьшение на 3,4 уроков, в среднем звене наблюдается уменьшение на одного человека на 27 уроков, и значительное уменьшение в старшем звене на 47,7 уроков. Тем не менее, в следующем учебном году необходимо уделять большое внимание сохранению здоровья учащихся, раскрывая эти вопросы в учебно – воспитательной деятельности.
2.5. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность
Количество компьютеров (всего) | 40 |
Количество ПК, используемых в учебном процессе | 32 |
Количество ПК, находящихся в свободном доступе | 32 |
Количество компьютерных классов/ количество компьютеров | 1/11 |
Число классов, оборудованных мультимедиа проекторами | 9 |
Количество видеотехнических устройств | 1 |
Количество аудиотехнических устройств | 5 |
Наличие учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования (краткая характеристика оснащенности по предметам: физика, химия, биология, технология, физическая культура) | Физика: демонстрационные приборы по разделам «Механика», «Механические колебания и волны», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электричество», «Оптика»; приборы и принадлежности общего назначения; ЭОР. Химия: имеются таблицы по химии для 8-9 и 10-11 классов; приборы и наборы реактивов для проведения лабораторно-практических работ; ЭОР Биология: раздаточные гербарии и коллекции; наборы микропрепаратов по разделам: «Растения», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье»; набор микропрепаратов по общей биологии; разборные и рельефные демонстрационные модели; магнитные демонстрационные модели-аппликации; ЭОР Технология (обслуживающий труд): имеется необходимое оборудование по разделам «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Рукоделие. Художественные ремесла» Технология (технический труд): имеется столярное и слесарное оборудование и инструменты Физическая культура: имеется необходимое оборудование по разделам «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Волейбол», «Гимнастика», «Лыжи», «Единоборства» |
Специализированная учебная мебель (указать количество комплектов мебели по предметам) | физика – 15 комплектов информатика и ИКТ – 11 комплектов |
За последние годы в школе значительно укрепилась учебно-материальная база, большое внимание уделяется благоустройству и оснащенности учебных кабинетов, библиотеки. Школьная библиотека полностью укомплектована учебной, методической и другой дополнительной литературой. В школе имеется столовая, оснащенная современным оборудованием. Питание и питьевой режим организованы на базе школьной столовой. В кабинета начальной школы приобретены кулеры для питьевой воды. Охват горячим питанием составляет 80 % от числа учащихся. Ежегодно в летний период и во время осенних каникул на базе школы открывается лагерь с дневным пребыванием детей.
В школе имеются медицинский кабинет. Ежегодно в школе проводятся плановые медицинские осмотры детей и диспансеризация педагогических работников, цель которых – сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.
В школе работает система внутреннего видеонаблюдения.
2.6.Обеспеченность учебного процесса кадрами.
Показатели | Кол-во | % к общему количеству учителей |
Всего учителей | 42 | 100,00% |
Учителя, имеющие образование: | 42 | 100,00% |
Среднее специальное, всего | 7 | 16,6 |
в т.ч. педагогическое | 7 | 16,6 |
Незаконченное высшее, всего | 1 | 2,4 |
в т.ч. педагогическое | 1 | 2,4 |
Высшее, всего | 34 | 80,9 |
в т.ч. педагогическое | 34 | 80,9 |
Учителя, имеющие по стажу |
|
|
до 5 лет | 12 | 28,6 |
от 5 до 10 лет | 3 | 7,1 |
от 10 до 20 лет | 12 | 28,6 |
свыше 20 лет | 15 | 35,7 |
Учителя, имеющие квалификационные категории | 37 | 88,1 |
Высшую | 13 | 30,9 |
Первую | 19 | 45,2 |
Вторую | 5 | 11,9 |
Учителя, имеющие ученые звания: | - |
|
а) кандидат наук | - |
|
б) доктор наук | - |
|
Учителя, имеющие награды, почетные звания | 4 | 9,5 |
Заслуженные учитель РФ | - | - |
Почетный работник общего образования | 2 | 4,8 |
Другие | 3 | 7,1 |
Количество вакансий | - | - |
Всего педагогов | Качественные показатели кадрового состава с учетом | |||||||||
образования | стажа | квалификационной категории | ||||||||
Среднее специальное | высшее | н/з высшее | Молодые специалисты ( до 3-х лет) | От3 до 25 лет Продолжение » |