Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 103 г.Челябинска

______________________________________________________________________

 

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

МОУ № 103

Протокол № ____

от «    » __________ 2011 г.

 

 

Утверждено:

            Директор МОУ № 103

            __________ /Г.В.Цейзер/

«__   » ___________2011 г.

            

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                     Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 103 г.Челябинска

на 2011-2012 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

 

  1. I.                   ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ……………………..
  2. II.                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………… 

                2.1. Данные об образовательном учреждении ……………………………...............

                2.2. Краткая история школы, традиции……………………………………….....

                2.3. Состав учащихся……………………………………………………………......

                2.4. Состояние здоровья обучающихся……………………………………………

                2.5. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность……….......

                2.6.  Обеспеченность учебного процесса кадрами ………………………………

    III.     ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ…………………….

    IV.     ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………………………….

    V.      РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………........

    VI.      УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ ……………………………….

  1. VII.           УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………………   
  2. VIII.        СИСТЕМА МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………. 
  3. IX.              ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ…………………………. 

                    

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. I.       ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, с одной стороны определяющий, содержание образования, соответствующего уровням направленности, а с другой стороны, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса данного учебного заведения. (Статья 9 Закона РФ «Об образовании»).

Наличие в школе образовательной программы является необходимым условием успешного прохождения учреждением процедур его лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Закон РФ «Об образовании» п.5 ст.14 определяет обязательность этого документа: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». Кроме того, в образовательной программе:

ü      отражается текущее состояние образовательного процесса в школе;

ü      обосновывается выбор педагогическим коллективом содержания образования и технологий его реализации;

ü      определяются перспективы развития образовательного учреждения.

Образовательная программа школы разработана на основе нормативных  документов:

  - Конституции РФ;

  - Закона РФ «Об образовании»;

  -«Федерального компонента государственного стандарта   общего образования» ( приказ МО РФ от 05.03. 04. №10894);

  - Федерального базисного учебного плана общего образования, приказ МО РФ от 09.03.04. № 1312;

  - «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» (Постановление Правительства РФ от 19.03.01 № 196);

- Основной  образовательной  программой начального общего  образования  разработана  на основе  п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об  образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года);

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Образовательная программа является основой для деятельности администрации и педагогического коллектива школы.

.

 

 Образовательная программа составлена с учетом миссии общеобразовательного учреждения.

Деятельность МОУ № 103 строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности образования, адаптивности образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

 

МОУ № 103 осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях:

1) формирования общей культуры личности обучающихся и воспитанников;

2) достижения обучающимися образовательного уровня, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту;

3) адаптации обучающихся к жизни в обществе, к современным социально-экономическим условиям на основе создания гуманных взаимоотношений участников образовательного процесса;

4) воспитания у обучающихся и воспитанников гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;  формирования здорового образа жизни;

5) обеспечения качественного  уровня подготовки выпускников по основам наук и создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками МОУ № 103;

6) обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;

7) другие цели и задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

ІІ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привели к созданию педагогической системы с различными видами и типами школ. Фундаментом для таких школ все же остается  средняя общеобразовательная школа. В типовом положении об общеобразовательном учреждении № 196 от 2001 года, являющимся на сегодня вместе с Законом РФ «Об образовании» основным регламентирующим документом, о средней общеобразовательной школе сказано так: «Средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    В соответствии с нормативно-правовыми актами в МОУ № 103, которая является общеобразовательным учреждением, реализующим начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, создана программа развития учреждения на 2011-2016 годы, целью которой является регламентирование перспективы развития школы в соответствии с социальным образовательным заказом государства в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа» с учетом контингента обучающихся, материально-техническими и кадровыми возможностями школы.

 

 

2.1 Данные об образовательном учреждении.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 103 г. Челябинска осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением главы  администрации Металлургического района города Челябинска № 156 от 08 августа 1995г. (в редакции изменений № 6 от 20.10.2011г., утвержденных приказом Управления по делам образования г. Челябинска от 20.10.2011 № 1661-у), и лицензией серии А № 0001025 регистрационный № 7808 от 19 декабря  2011г., выданной Министерством образования и науки Челябинской области (срок действия бессрочно) на образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.          Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 103 г.Челябинска имеет свидетельство о государственной аккредитации серии АА № 076903 регистрационный № 712 от 04 июля 2002  года, выданное Главным управлением образования и науки Челябинской области. 

            Юридический адрес: 454047, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, 5.

           Фактический адрес: 454047, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, 5.

Официальный сайт МОУ № 103:  http://school-mou103.narod.ru/

 

Учредитель образовательного учреждения: Администрация города Челябинска в лице Управления по делам образования города Челябинска.

В 2011/2012 учебном году в МОУ открыто 24 класса, из них 12 классов начальной школы, 11 классов основной школы и 1 класс средней (полной) школы.

 Школа работает в режиме 5-дневной учебной недели для  учащихся 1-4 классов и 6-дневной учебной недели для учащихся начальных классов С(К)О VII вида и 5-11 классов.

МОУ № 103 функционирует в две смены. Во вторую смену обучаются семь классов начальной школы. Остальные классы обучаются в первую смену. Средняя наполняемость 1-4 классов составляет 24,5 учащихся, 5-7 классов – 23,7 учащихся, 8-9 классов – 27,3 учащихся, 11 класса – 20 учащихся.

Продолжительность урока: 1 классы - в первом полугодии по 35 минут, во втором полугодии по 45 минут, 2-11 классы - 45 минут,  классы С(К)О – 40 минут (5 минут физкультминутка).

Продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных недели, 2-4 классы – 34 учебные недели, 5 – 11 классы –  35 учебных недель.

В образовательном учреждении реализуются образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. На ступени начального общего и основного общего образования программы реализуются согласно Областному базисному плану для специальных (коррекционных) классов VII вида. 

 

2.2. Краткая история школы, традиции.

 

МОУ № 103 на всем своем этапе существования является общеобразовательным учреждением, имеет статус юридического лица с 1959 года.

 

Историческая справка.

         60-е годы.   День рождение школы: 01.09.1959 г.                                                                    Первый директор школы: И.Н.Бахаев.                                                                

До сих пор в школе работают учителя, встретившие первых учеников школы. С первых дней в школе уделялось большое внимание спорту, туризму, труду, военно-патриотическому воспитанию. Яркие, запоминающиеся спортивные праздники, туристические походы, сбор краеведческого материала. Все это позволило завоевать авторитет одной из самых спортивных школ города. Учениками школы под руководством педагогов изучалась история 586-го женского авиаполка. У истоков туристско-краеведческой работы стояли И.Н.Бахаев, В.Б.Кульков, Г.В.Карманова.      

       70-е годы. По спорту лучшие в районе, по туризму одни из лучших в области. Особенно активно изучалась история формирования и боевого пути 586 авиаполка. Учащиеся переписывались с летчиками полка, ходили в походы по местам боевой славы.  Установили дружеские связи со школами-побратимами в г. Саратове, с 8-й воздушной армией. Выпускники школы становились студентами ЧВВАКУШа. Некоторые педагоги стали почетными членами Совета ветеранов военно-воздушной армии. В 1972 году пионерской дружине присвоено имя 586-го женского авиаполка. Классы начали борьбу за присвоение имен летчиц.

80-е годы. Смена руководства школы. Появились первые 2 «золотые» и «серебряные» медалисты. Большинству классов присвоены почетные имена летчиц. Приезд 14 из них в 1988 году был особенно запоминающимся. Был открыт этаж памяти.     

        90-е  годы. Формирование разновозрастных творческих объединений учащихся. Организован Театр книги. Проводятся яркие школьные праздники. 04.09.1995 г. школа изменила название и получила юридическую самостоятельность. Появилась новая традиция школы вечер встреч выпускников. 

2000 – е годы  возрождение традиций, восстановление  школьного музея. Традиционны встречи школьного хора  с хором ветеранов АО «ЧМК». Живы спортивные традиции, школьники  начальных  классов  победители  и призеры городских  соревнований.

«Веселые старты» 2006 и 2007 года - школа победитель и призер районной и городской легкоатлетических эстафет,  районных и городских лыжных соревнований.  

 

 

 

За многие годы школой накоплен серьезный педагогический, методический, профессиональный опыт. Сложился стабильный, работоспособный коллектив с творческим потенциалом, и это нашло отражение в становлении многих школьных традиций. Традиционными в нашей школе стали: 

  • проведение предметных недель, проводимых школьными методическими объединениями;
  • проведение школьного этапа всероссийских и областных олимпиад школьников;
    • участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различного уровня;
    • проведение  отчетных концертов;
    •  проведение общешкольных Дней самоуправления, дней здоровья;
    • ежегодный праздник чествования родителей лучших учащихся;
    • проведения дней открытых дверей для родителей и выпускников школы;
    • конкурсы стенгазет, приуроченные к различным празднованиям;
    • ежемесячный выпуск школьной газеты;
    • ежегодное празднование национального праздника «Масленица»;
    • ежегодное проведение Дня книги, праздника Букваря, дня самоуправления учащихся;
    • взаимодействие с районным советом ветеранов: проведение совместных мероприятий (классные часы, праздничные концерты, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, организация тимуровской работы и др.)
    • проведение в школе смотра-конкурса песни и строя, конкурса инсценирования военных песен;
    • участие в районной военно-спортивной игре «Зарница»;
    • участие в районных природоохранных и других акциях;
    • проведение экскурсий различной направленности;

 

 

    2.3. Состав учащихся (по состоянию на 05.09.2011г.).

Количество учащихся   – 584 чел.

Количество классов комплектов – 24.

 

Класс

Классы-комплекты

Всего учащихся

 

1 класс

3

87

 

2 класс

3

81

 

3 класс

2/1

49/10

 

4 класс

2/1

55/12

 

5 класс

2/1

53/11

 

6 класс

2

44

 

7 класс

2

53

 

8 класс

2

58

 

9 класс

2

52

 

11 класс

3

20

Итого:

21./3

551/33

* общеобразовательные классы/специальные (коррекционные) классы.

ИТОГО: - начальная школа – 294 чел.

               - основная школа – 270 чел.

               - средняя (полная) школа – 20 чел.

Из них 21 общеобразовательных класса (551 чел.), 3 специальных (коррекционных) класса (33 чел.).

Мониторинг семей учащихся школы

 

Количество

 

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

1. Количество учащихся, из них:

534

561

593

девочек

266

273

294

мальчиков        

268

288

299

2. Характеристика семей:

 

 

 

- полные семьи

330

354

382

- неполные семьи

157

156с. / 162д.

127

- опекуны (попечители)

7 / 7

11/5

14

Всего семей:

Всего родителей:

501

831

526

880

523

825

- малообеспеченные, всего

194

118с., 127детей

29с., 37д.

Из них состоят на учёте в УСЗН

57

49 семей

29 семей

- многодетные

22 семьи / 35 детей

24семьи / 33 детей

32с./36д.

- семьи беженцев, переселенцев и т.д.

-

6 семей / 9 детей

12с./20д.

- социально - неблагополучные

4 семьи / 9 детей, из них в МОУ 6 детей

22 семьи / 31 детей, из них 25детей в МОУ

23 семьи/33 детей, из них 25 детей в МОУ

- дети - инвалиды

6

7

5

- родители - инвалиды

12

10

10

- опекаемые, сироты

14 детей

17 детей

15 детей

- родители - ветераны, участники боевых действий и военных конфликтов

5 семей / 7 детей

7 семей/ 9 детей

4 семьи /4 детей

- дети из семей погибших в военных действиях

-

-

-

3. Вид учёта:

 

 

 

- ОДН ОП №2

14

7

7

- пед учёт

2

10

21

4. Социальный статус родителей:

 

 

 

- высшее образование

106

112

182

- средне - специальное

550

550

426

- среднее

112

178

199

- основная школа

63

40

18

Итого:

831

880

825

- работающие

761

807

688

- временно не работающие (декретный отпуск и т.д.)

58

42

53

- другое (неработающие, пенсионеры, инвалиды)

12

31

84

Итого:

831

880

825

 

 

 

 

2.4. Состояние здоровья обучающихся.

Ступени обучения

Кол-во обучающихся

Группы здоровья

Уровень заболеваемости обучающихся:

Рейтинг основных заболеваний обучающихся на каждой ступени обучения

I

II 

III 

IV 

общее кол-во уроков, пропущенных за учебный год по болезни

кол-во уроков, пропущенных по болезни в среднем на одного человека

1 ступень

279

16

186

75

2

12462

44,6

- острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ);

- пульмонологические заболевания;

- заболевания ЖКТ;

- заболевания нервной системы;

- ЛОР – заболевания  и др.

2 ступень

237

20

141

72

4

11712

49

3 ступень

50

4

26

19

1

2170

43,4

ИТОГО

566

40

353

166

7

26344

46,5

 

Примечание:  рейтинг заболеваемости учащихся одинаков для всех ступеней обучения.

 

По сравнению с 2009/10 уч. годом общее кол-во уроков, пропущенных за учебный год по болезни значительно снизилось. В частности в сравнении с 2009/10 учебным годом количество уроков, пропущенных учащимися по болезни в среднем на одного человека уменьшилось по всем ступеням обучения и в общем по школе: в начальной школе уменьшение на 3,4 уроков, в среднем звене наблюдается уменьшение на одного человека на 27 уроков, и значительное уменьшение в старшем звене на 47,7 уроков. Тем не менее, в следующем учебном году необходимо уделять большое внимание сохранению здоровья учащихся, раскрывая эти вопросы в учебно – воспитательной деятельности.

                     

2.5. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность

 

Количество компьютеров (всего)

40

Количество ПК, используемых в учебном процессе

32

Количество ПК, находящихся в свободном доступе

32

Количество компьютерных классов/ количество компьютеров

1/11

Число классов, оборудованных мультимедиа проекторами

9

Количество видеотехнических устройств

1

Количество аудиотехнических устройств

5

 Наличие учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования

 (краткая характеристика оснащенности  по предметам: физика, химия, биология, технология, физическая культура) 

Физика: демонстрационные приборы по разделам «Механика», «Механические колебания и волны», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электричество», «Оптика»; приборы и принадлежности общего назначения; ЭОР.

Химия: имеются таблицы по химии для 8-9 и 10-11 классов; приборы и наборы реактивов для проведения лабораторно-практических работ; ЭОР

Биология: раздаточные гербарии и коллекции; наборы микропрепаратов по разделам: «Растения», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье»; набор микропрепаратов по общей биологии; разборные и рельефные демонстрационные модели; магнитные демонстрационные модели-аппликации; ЭОР

Технология (обслуживающий труд): имеется необходимое оборудование по разделам «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Рукоделие. Художественные ремесла»

Технология (технический труд): имеется столярное и слесарное оборудование и инструменты

Физическая культура: имеется необходимое оборудование по разделам «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Волейбол», «Гимнастика», «Лыжи», «Единоборства»

Специализированная учебная мебель (указать  количество  комплектов мебели по  предметам) 

физика – 15 комплектов

информатика и ИКТ – 11 комплектов

 

За последние годы в школе значительно укрепилась учебно-материальная база, большое внимание уделяется благоустройству и оснащенности учебных кабинетов, библиотеки. Школьная библиотека полностью укомплектована учебной, методической и другой дополнительной литературой.  В школе имеется столовая, оснащенная современным оборудованием. Питание и питьевой режим организованы на базе школьной столовой. В кабинета начальной школы приобретены кулеры для питьевой воды. Охват горячим питанием составляет 80 % от числа учащихся.    Ежегодно  в летний период и во время осенних каникул на базе школы открывается лагерь с дневным пребыванием детей.

      В школе имеются медицинский кабинет. Ежегодно в школе проводятся плановые медицинские осмотры детей и диспансеризация педагогических работников, цель которых – сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.

            В школе работает система внутреннего видеонаблюдения.

 

2.6.Обеспеченность учебного процесса кадрами. 

 

Показатели

Кол-во

% к общему количеству учителей

Всего учителей

42

100,00%

Учителя, имеющие образование:

42

100,00%

Среднее специальное, всего

7

16,6

в т.ч. педагогическое

7

16,6

Незаконченное высшее, всего

1

2,4

в т.ч. педагогическое

1

2,4

Высшее, всего

34

80,9

в т.ч. педагогическое

34

80,9

Учителя, имеющие по стажу

 

 

до 5 лет

12

28,6

от 5 до 10 лет

3

7,1

от 10 до 20 лет

12

28,6

свыше 20 лет

15

35,7

Учителя, имеющие квалификационные категории

37

88,1

Высшую

13

30,9

Первую

19

45,2

Вторую

5

11,9

Учителя, имеющие ученые звания:

-

 

а) кандидат наук

-

 

б) доктор наук

-

 

Учителя, имеющие награды, почетные звания

4

9,5

Заслуженные учитель РФ

-

-

Почетный работник общего образования

2

4,8

Другие

3

7,1

Количество вакансий

-

-

 

Всего педагогов

Качественные показатели кадрового состава с учетом

образования

стажа

квалификационной категории

Среднее специальное

высшее

н/з  высшее

Молодые специалисты ( до 3-х лет)

От3 до 25 лет

Продолжение »