Рассмотрено на Педагогическом Совете (Протокол Педагогического Совета № 9 от «10» июня 2011г.) |
| Утверждаю: Директор МОУ № 103 _______ Г.В. Цейзер «___» июня 2011г. |
Программа коррекционной работы
муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 103 г.Челябинска
2011-2012 учебный год
Содержание. стр.
- Введение ___
- Задачи программы ___
- Нормативно-правовые и методические основания программы ___
- Принципы проектирования и реализации программы ___
- Направления коррекционной работы ___
- Содержание коррекционной работы ___
- Поэтапный план реализации коррекционной работы ___
- Механизм реализации программы ___
- Условия реализации программы ___
10. Планируемые результаты ___
11. Приложения ___
Программа коррекционной работы
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 103 г.Челябинска
1. Введение.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным о6разовательным стандартом начального общего образования и основного образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня важно, чтобы ученики усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы им успешно реализовать себя в современном мире.
Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель создания программы коррекционной работы МОУ № 103:
- · создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
2. Задачи программы.
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья, в том числе, через взаимодействие с муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией и учреждениями здравоохранения;осуществление индивидуально-ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей;
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, планов внеурочной деятельности, организация индивидуальных и групповых занятий для детей ограниченными возможностями здоровья, в том числе, на основе внутриведомственного взаимодействия;
- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;
- оказание в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
- осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования.
3. Нормативно-правовые и методические основания программы.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции).
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196).
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216).
4. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48), с дополнением (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 3).
5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 2).
6. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636).
7. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).
8. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития".
9. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продлённого дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах, детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классах и группах, в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, детских домах и дошкольных учреждениях общего типа), утверждённые Министерством образования РСФСР и согласованные с Министерством финансов РСФСР 16.07.91 г. № 09215.
10. Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2000 года № 27/640–2.
(постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продлённого дня специальных (коррекционных) образовательных учреждений).
11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 08.10.99 №27/709-6 (с совместным письмом Минобразования России и Минздрава России от 29.09.97 №15/730-2 определено общее количество часов в неделю).
12. Письмо Министерства образования РФ от 08.10.99 №27/709-6.
Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида.
13. Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13
Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.
14. Письмо Минобразования РФ от 18 сентября 2002 г. N 29/2331-6"Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утвержденных приказом Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п".
15. Инструктивное письмо Мин. Образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 "О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР".
16. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения
(приложение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённому приказом Минобразования РФ от 08.09.92г. №333. ")
17. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 6 февраля 2003 г. N 27-2588-6 "Об использовании новой формы свидетельства государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения".
18. Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001г. N 29/1886-6
"Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения".
19. Письмо Минобразования РФ от 28 октября 2003 г. N 18-52-1044ин/18-28 "О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения"
20. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
21. Приказ № 23 июня 2003г. № 01-556 Главного Управления образования и науки Челябинской области «Об утверждении областных базисных учебных планов специальных коррекционных образовательных учреждений вида».
22. Приказ Главного Управления образования и науки Челябинской области от 08.12. 2000г. № 487 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения».
4. Принципы проектирования и реализации программы.
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы);
Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума.
Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.
5. Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом/психологическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- экспертная работа включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- профилактическая работа содействует полноценному психическому/психологическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Содержание коррекционной работы.
№ | Вид деятельности | Ответственные |
Диагностическая работа | ||
1. | Предварительный анализ заключений специалистов различного профиля в отношении будущих первоклассников | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
2. | Изучение условий семейного воспитания ребенка | Администрация МОУ№103, классный руководитель |
3. | Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей, социального педагога | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
4. | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся | Педагог-психолог |
5. | Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Педагог-психолог |
6. | Направление обучающихся на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию | Координатор МОУ №103 |
7. | Контроль за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе мониторинговых карт. | Педагоги, специалисты службы сопровождения. |
Коррекционно-развивающая работа | ||
1. | Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных действий | учитель-предметник, специалисты службы сопровождения |
2. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий | Учителя-предметники, логопед, психолог. |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами (спортивно-оздоровительные центры, библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочный зал и др.) с целью обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме | классные руководители, педагог-организатор МОУ |
4. | Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах | Соц.педагог, психолог. |
Консультативная работа | ||
1. | Организация родительского всеобуча | Директор МОУ №103, зам.директора по УР |
2. | Индивидуальные консультации семье специалистов разного уровня в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Специалисты службы сопровождения |
3. | Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы школы | Администрация МОУ № 103 |
Информационно-просветительская работа | ||
1. | Оформление информационного стенда в школе, посвященного сохранению и укреплению психического здоровья школьников | Административная группа МОУ № 103 |
2. | Разработка памяток-рекомендаций для родителей | Специалисты службы сопровождения |
3. | Организация лектория для педагогов и родителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
4. | Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на родительские собраниях, конференциях | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
5. | Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа |
Экспертная работа | ||
1. | Общественно-профессиональная экспертиза рабочих программ учебных предметов в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа |
2. | Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Административная группа |
3. | Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями | Административная группа, специалисты службы сопровождения |
Профилактическая работа | ||
1. | Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся | Учителя физической культуры и педагог-организатор МОУ, педагоги дополнительного образования |
7. Поэтапный план реализации коррекционной работы.
Приведенные ниже этапы коррекционной работы осуществляются ежегодно.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
При поступлении детей в первый класс МОУ №103 проводится собеседование со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов и др.) с учащимися и родителями с целью выявления особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.
Результатом данного этапа являются рекомендации родителям учащихся, нуждающихся в особых образовательных условиях, по прохождению РПМПК для получения рекомендаций по дальнейшему обучению.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исследовательская деятельность)
Формирование списочного состава специальных (коррекционных) классов. Планирование учебно-воспитательной работы с учетом полученной на предыдущем этапе информации. Разработка (корректировка) рабочих программы по всем предметам, входящим в учебный план. Составление программы для проведения коррекционных занятий.
Классные руководители и специалисты заполняют карты индивидуального маршрута и графики по усвоению программного материала. Для координации деятельности всех специалистов, работающих с обучающимися специальных (коррекционных) классов VII вида в МОУ № 103 работает координатор по специальному образованию. Возглавляет всю работу с учащимися коррекционных классов заместитель директора по учебной работе.
Результатом работы является образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, которая обеспечивается специалистами службы сопровождения и учителями при активном взаимодействии с социальными партнерами образовательного учреждения.
Этап диагностики эффективности коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно - диагностическая деятельность).
Каждую четверть учителя — предметники проводят диагностические срезы по математике, русскому языку, литературному чтению (контрольная работ, диктант, техника чтения), утверждённые на заседании ШМО соответствующей образовательной области.
Результатом является констатация соответствия планируемых результатов коррекционно-развивающей деятельности и данных, полученных в ходе оценки эффективности созданных условий.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
В соответствии с графиком проводятся заседания ППК школы, где принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
8. Механизм реализации программы.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:
- административная группа состоит из представителей администрации школы, осуществляет контрольную деятельность;
- координатор по специальному образованию координирует, регулирует работу всех групп;
- социально-педагогическая группа состоит из учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс и социального педагога который оказывают помощь в проблемных ситуациях;
- профилактическая группа состоит из фельдшера, учителей физкультуры, ритмики, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;
- психолого - педагогическая группа состоит из педагога-психолога, учителя — логопеда, классных руководителей, которые осуществляют коррекционно - диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной работы.
Такое взаимодействие обеспечивает:
– комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка.
Школа осуществляет связь с родительской общественностью через проведение тематических родительских собраний и индивидуальные консультации.
9. Условия реализации программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении в С(К)классах VII вида , является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
- диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Прием в С(К)классы детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта (см. приложение 1), в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие программы по учебным предметам, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда (Приложения № 1-12).
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Все специалисты, работающие в специальных (коррекционных) классах прошли курсовую подготовку, имеют квалификационные категории. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их психического и речевого развития в МОУ № 103 работает учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог второй квалификационной категории, социальный педагог первой квалификационной категории.
Продолжение »